Новости О базе
Альпинизм
Горы
Маршруты
Школа инструкторов
Фото
Творчество

Экстремальный портал VVV.RU  


Легенды Дигории

    С юга над зеленью лесов сверкают белизной снежные вершины Главного Кавказского хребта. С севера поднимаются высокие гранитные стены Суганского массива. Дорога взбирается, на них, делая крутые и длинные серпантины. В 6-ти км. вверх по ущелью от развилки на Дзинагу находится селение Стур-Дигора. В конце XIX в. это было самое крупное селение в горной Дигории. Так, в 1884 году в нем насчитывалось 588 жителей (67 дворов).

     Сейчас в этом селении много новых кирпичных домов под черепицей и шифером. Но хорошо сохранились старые постройки (хадзары). Нижний этаж такого дома имел хозяйственное назначение, а верхний - служил жильем. Среди незатейливой обстановки дома явную роль играл очаг, находившийся в центре комнаты. Над очагом свешивалась с потолка цепь, к которой подвешивался котел. Очажная цепь имела культовое значение для каждой семьи. Невесту, которая переступала порог своего нового дома три раза обводили вокруг очажной цепи, только после этого брак считался закрепленным. Снять и выбросить очажную цепь, клясть или залить очаг водой считалось для семьи самым тяжким оскорблением, которое влекло за собой кровную месть.

     Легендами овеяны Дигорские склоны. Самое узкое место Дигорского ущелья называется Ахсинта. Это природная крепость, стены которой не раз спасали горцев от врагов, посягавших на их независимость. Через эти <ворота> пытались проникнуть в горную Дигорию татаро-монгольские орды, воины Тимура и шаха Аббаса, отряды турецких янычар и крымских ханов и, наконец, в 1919 году - банды деникинцев. Но тщетно: свободолюбивый народ сумел отстоять свою независимость. Мост через Урух у входа в горную Дигорию является хорошим обзорным пунктом из узкого каньона в Скалистом хребте у дороги, вырубленной скалах, и пенящейся в темной глубине теснины рек. По нему проходит дорога в урочище Дидинаг, где находятся замечательные пастбища и сенокосы.

      Южный конец Ахсинты отмечен дзуаром (святилищем), связанным с культом святого Уастырджи (св. Георгия) - покровителя путников, охотников и воинов. В старину все путники, проходившие через ущелье, должны были здесь помолиться и попросить у св. Георгия, или Уастырджи защиты и покровительства. Считалось, что без этого пройти через страшное ущелье невозможно. Дело в том что, хотя христианство аланами было принято еще до ХII в., в течение нескольких веков в Осетии продолжали поклоняться языческим богам. Каждый горный район, ущелье, каждая община имели своего покровителя дюфуара. Так, например, в Горной Дигории насчитывалось несколько святилищ: Уастырджи (с. Ахсинта), Задалеская Нана (с. Задалеск), Дигори Изад (с. Задалеск) Гумри Габона (с. Дзинага), Идауаг (с. Стур-Дигора) и др. За каждым святилищем был закреплен жрец. Как правило, это был самый авторитетный старец общины. В честь каждого святого в определенный день устраивались пиршества (кувды). Обычно резали баранов, бычков, готовили обильную еду и осетинское пиво.

     В полутора километрах южнее древнего святилища, дорога вырывается из теснины и входит в просторную, светлую Донифарс-Фаснальскую или Задалескую котловину, расположенную у южного подножия Скалистого хребта. Слева от дороги стоят два небольших каменных цирта - надгробные плиты, установленные в память о погибших здесь когда-то путниках. На левом клоне долины возвышается одинокая сторожевая башня. Она построена в начале XVIII столетия известным старейшиной Есе Кануковым из Донифарса. Здесь проходил второй оборонительный рубеж, задачей которого было не пропустить врага вглубь Дигории. Кроме боевых башен в оборонительную систему входили и жилые башни, так что каждый дом этих селений был для противника крепостью. Схема оповещения шла через сторожевые башни, расположенные на господствующих над долиной высоких холмах. При появлении противника на этих башнях зажигалась сырая солома, и этот сигнал. передавался от башни к башне. Оповещенные о надвигавшейся опасности горцы, несмотря на родовую разобщенность, спешили на общий сборный пункт, в селение Мацута, находившийся в центре оборонительного полукольца (в 5 км от выхода из Скалистого хребта). Мацута в переводе означает - <дальше не ходить>. В настоящее время это звучит довольно странно, так как видишь здесь оживленный транспортный узел, где сходятся пути с верховьев Айгамугидона и Уруха. Говорят, будто такое название селения объясняется тем, что во время разразившейся в ХII в. эпидемии чумы оно было-карантинным пунктом.

     

Из памятников старины в Мацуте сохранились лишь полуразрушенный склеп, в котором, по преданию, похоронен легендарный нарт Сослан, да несколько памятных придорожных могильных циртов или стел на развилке дорог.

Могила нарта Сослана

      Склеповые сооружения - наиболее уцелевшие исторические памятники. Этому частично способствовала дурная слава о них, как о чумных захоронениях. Осетины верили в загробную жизнь, поэтому покойника полностью снаряжали всем тем, что понадобится ему в загробной жизни. В склеп вместе с умершим клали принадлежавшие ему предметы, оружие и украшения. В 30-х годах XIX столетия были прекращены погребения в склепах, их заменили каменные поминальные стелы (цирты), а ранее сопровождавшие умершего предметы теперь изображались на фасаде стелы в виде рисунков и надписей.

     Селение Донифарс - настоящий этнографический музей под открытым небом. Старинные башни, дома с плоским крышами, цирты, дзуары, узкие улочки с каменным заборами. Селение Донифарс расположено у южного подножья Салдари-хох - восточного отрога горы Уаза, напоминающего по своим очертаниям полуразрушенный средневековый замок. Вершина Уаза-Хох, фантастический замок Салдари, крепость Донифарс - все это овеяно легендами. Кажется, что ты попал в какой-то сказочный, нереальный мир. В своих путевых заметках академик Ю. Клапрот в начале прошлого столетия писал: <Расположенные на левом берегу Уруха Лезгор и Донифарс живут совершенно изолированно от остальных дигорцев, сохранили свою независимость и не были подчинены баделятам, от которых они защищались в свои укреплениях>. Это было общество с патриархально-родовым устройством, свободное от феодальной зависимости. Подобные общества управлялись старейшинами.

      Одним из самых известных и прославленных старейшин Донифарса был Есе Кануков. Он сумел организовать борьбу горцев против посягательства кабардинского князя Кайтукина Сари-Асламбека и отстоять независимость донифарского общества в начале XVIII в. Памятником этих времен является башня Канукова, которая и сейчас возвышается на высоком замшелом тесе левого берега реки Урух, как и в старые времена, зорко следя за дорогами.

      По преданию, кабардинский князь Сари-Асламбек задумал захватить донифарские земли. Для этого он послал двух своих черных быков на пастбища Тоторс, присматривать за ними поручил осетинскому алдару Сафар-али. Поднялся однажды Есе на свою сторожевую башню, чтобы осмотреть земли Донифарса, и увидел вместо одного солнца целых четыре, и все со стороны Тоторса. По приказу Есе отправились донифарсцы на Тоторс и видели не четыре солнца, а двух красивых черных быков с позолоченными рогами. Догадался Есе, что кто-то посягает на донифарские земли и приказал пригнать быков, зарезать их и устроить пир в честь начала сенокоса.

      Узнал Сари-Асламбек о случившемся и решил идти войском на Донифарс, благо появился повод для нападения. Остановился отряд кабардинского князя на поляне Мисигон, что на земле Донифарс, и послал к Есе послов, чтобы объявили они волю князя - собрать с донифарсцев дань за семь лет. На это Есе ответил: <Если князь - добрый гость, с добрыми намерениями пришел, то пошлют ему на завтрак чурек с сыром, а на обед мясо с алутоном. Если же он пришел не как гость, то заключат его в подвал вместе с черными свиньями (для мусульман нельзя придумать более позорного наказания)>.

     Донифарсцы, собравшиеся возле башни Есе, танцевали всю ночь при свете горящего костра на крыше башни. Этим самым они очень смутили дружинников князя. <Что же это за люди, которые веселятся, не обращая внимания на опасность?> Утром, когда кабардинский князь совершал омовение, вдруг раздался выстрел, которого вдребезги разлетелся его кувшин с водой. Сари-Асламбек послал узнать - в него ли целился Есе или в его кувшин (кумган). На это Есе ответил: <Спросите своего князя, кто больше - он или его кумган!> Понял князь, что здесь он не поживится данью, а может даже поплатиться своей головой, и приказал седлать к ней и поскорей скакать домой.

      Слава о Канукове Есе после этого разнеслась далеко за пределы Донифарса. С тех пор никто больше не приходил в Донифарс за данью. Между Донифарсом и Лезгором есть местечко с интересным названием <Алдаррезан>, что означает дословно: <Место, где вздрогнул князь>. Объясняют это название так: <Когда Сари-Асламбек убегал из Донифарса, то Есе выстрелил в его шапку и сбил ее, а князь вздрогнул от испуга>.

     Через Донифарс протекает прозрачно-чистая речушка Мисигондон, начинающаяся с восточных склонов Уаза-Хох. Можно пройти вдоль этой речушки через весь Донифарс, в глубь Наргидонской долины, поднимаясь все выше и выше, с террасы на террасу. Постепенно каменный Донифарс остается глубоко внизу, сливаясь с окружающими скалами, а затем и совсем исчезает за очередным перегибом склона. Слева от дороги неожиданно вырастает одинокий дзуар (святилище), а вскоре на обширном плато с могучей башней Уаза-Хох в глубине появляются полуразрушенные, заброшенные дома селения Кумбулта.

     Над каменными развалинами с севера на безымянной вершине чернеют стены фантастического замка Багай. Неизвестно кто, когда и зачем возвел эту крепость. Ясно только одно, что человек, подражая природе, решил своими руками создать чудо, похожее на Уазу, копируя её прямо с натуры. Если башня Канукова являлась восточным форпостом донифарской общины, то замок Багай был её западным бастионом.

 

 

 
Хостинг от uCoz